Беэр-Шева

Беэр-Шева

2.12.2013
     

Около 200000 жителей проживают в наши дни в южном административном центре государства Израиль – Беэр-Шеве. Сегодня это крупный промышленный и культурный населенный пункт, и тем более интересно проследить начало пути города, история которого уходит корнями в далекое прошлое.

Халколит или медно-каменный век

Семь объектов эпохи энеолита сохранились от культуры, существовавшей на берегах сухих речных русел (вади) данного региона еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры и известной как «беер-шевская». Представьте, что 3 из этих объектов долины вади Беэр-Шева: руины Батар, колодец Цафад и колодец Абу-Матар – можно увидеть в пределах современного города! Мнения ученых разделились: одни считают реликвии остатками не связанных ничем поселений, другие утверждают, что это сохранившиеся части одной деревни, разбросанные и специализировавшиеся на изготовлении различных орудий производства. Например, в Цафад создавали вещи из слоновой кости, камня и кости, а в Абу-Матар уже умели плавить металл (это самые древние на территории Израиля свидетельства знаний людей об основах металлургии).

Археологи обратили внимание на особенности жилых помещений на разных этапах беер-шевской культуры. Сначала люди здесь, по преимуществу, обитали под землей, выкапывая для ночлега большие залы, служившие также хранилищами. Вход в подземные помещения шел от дворика, где трудились ремесленники, расположенного на склоне холма. Для реалий Палестины устройство подземных складов и приютов абсолютно не характерно, исследователи полагают, что такие жилища строили поселенцы, пришедшие из других мест и сталкивавшиеся ранее с совершенно другим типом почвы. Вскоре мягкая и рыхлая горная порода здешнего региона дала о себе знать, своды обширных залов рушились, и в дальнейшем жители, продолжая устраиваться под землей, создавали уже небольшие помещения, соединявшиеся узкими переходами. Впоследствии все эти объекты на некоторое время были заброшены, а потом на местах обрушения подземелий стали устраивать круглые землянки – полуподземные строения. Еще позже возникли надземные каменные дома, куда более надежные в здешних условиях.

Ряд археологических находок, сделанных в Беэр-Шеве, свидетельствует о связи региона с северной Финикией (древним Ханааном), о чем говорят найденные при раскопках базальтовые инструменты, которые не могли быть сделаны туземцами; а также с Африкой и Египтом, откуда доставлялась слоновая кость. Отметим такие находки, как статуэтки из этого материалы: «беер-шевскую Венеру» — женщину с четко выделенными половыми органами, и мужчину с лицевыми углублениями, символизирующими, возможно, волосы.

Древняя беер-шевская культура основывалась в своей экономике на разведении коз и овец, выращивании ржи и пшеницы. Она завершилась примерно в 3150 году до нашей эры, а затем почти 2 тысячи лет в бронзовом веке эта территория была полностью заброшена.

Период от 1200 до 500 года до нашей эры

Однако история города не прервалась, как феникс из пепла, он возродился вновь, и мы встречаем упоминания о нем в Библии. Необходимо только учитывать, что это самое южное поселение, принадлежащее колену Иуды, находилось восточнее нынешнего города Беэр-Шевы. Современные ученые раскопали курган Тель-Беэр-Шева и вскрыли его культурные слои. Теперь мы знаем, что приблизительно в 12 веке до н.э. люди здесь жили и работали в ямах, специально прорубленных в каменистой породе холма, но рядом возводились уже и каменные постройки.

В 11-ом столетии до н.э. поселение начало превращаться в крепость, к стенам которой изнутри прилегали жилые дома, а затем город стал разрастаться в сторону колодца, уже за пределы укрепления. К началу 10-го века, в правление царя Давида тель разровняли, и возник на нем в пустыне Негев настоящий укрепленный город – религиозный и административный центр. Колодец с драгоценной для пустыни водой оставили за городскими стенами, чтобы им могли пользоваться и прохожие, и караваны.

Проживало в той Вирсавии (так называлась Беэр-Шева библейских времен) 500 человек, расселившихся в 60-ти домах. Святилище и система водоснабжения, склады, улицы и укрепления — занимали остальную территорию. Удачное расположение на верхушке холма обеспечивало городу безопасность, возможность обороны и наблюдения. Лучшая для той эпохи планировка была представлена одной улицей, идущей по окружности, и другими, веером расходящимися от главных ворот. Суды, торговля, разнообразные общественные мероприятия проводились на центральной городской площади. А самым роскошным строением являлся 2-ух этажный дворец правителя.

Специально разработанная дренажная система отводила дождевую воду с улиц за пределы поселения – прямо в колодец. Эта система предотвращала также угрозу разрушения глинобитных домов.

Раскопки в Тель-Беэр-Шева раскрыли одну из археологических загадок: о непонятном назначении 3-ех зальных зданий, которые находили во многих городах Израиля и считали конюшнями или, ориентируясь на кольца для привязывания скота, помещениями для домашних животных. Находки в кургане Вирсавии рассказали о действительном использовании такого помещения: это оказалось самым главным зданием библейского города – складом для хранения зерна, с 2-мя боковыми вместилищами и средним проходом.

В 701 году до нашей эры ассирийский царь Санхериба во время похода разрушил город, и лишь через 300 лет здесь было возведено персидское укрепление, а до того времени территория пустовала.

Мы ненадолго отвлечемся от хронологии и задумаемся о том, как появилось у древнего поселения его название, которое переводится с иврита словами «колодец клятвы» или «колодец семерых». А началось все, по библейскому преданию, с Авраама и Исаака, которые вырыли на этой земле колодцы. И еще заключил здесь Исаак союз с царем Герары – Авимелехом, а в знак верности принес клятву и 7-ых овец в жертву. Вот такая легенда. Или правда? Во всяком случае, на месте, где был когда-то живительный колодец, сегодня работает музей. А город Беэр-Шева, как и во времена Авраама, сохраняет позицию транспортного узла дорог к Палестине, Египту и Красному морю.

Вернемся теперь в эпоху до нашей эры, в 63 год.

Эра эллинизма

Храм и небольшой сторожевой пост – вот то, что осталось от цветущего укрепления в эллинистическую эпоху.

В византийский и римский периоды Беэр-Шева уже не была региональным центром, уступив это звание городу набатеев Мемфису и филистимской Газе. Но поселение не исчезло окончательно, географически располагаясь между набатейскими районами и Иудейским царством, в 63-64 годах до н.э., после захвата Иудеи Помпеем, оно стало пограничным римским городом, а чуть позднее – частью укрепленного барьера на границе Римской империи. В регионе начала процветать торговля, после 268 года н. э. здесь находился центр епархии, район считался достаточно безопасным.

Все изменилось в конце византийского периода, когда Палестину ослабило разрушительное персидское вторжение 614 года, а беэр-шевское поражение было наиболее значительным. Через 16 лет – в 630 году – арабские завоеватели довершили уничтожение города Беэр-Шевы, следы которого исчезли с карты. Руины соборов и домов встречались путешественникам еще и в 19-ом столетии.

На холме Тель-Беэр-Шева археологи раскопали остатки разрушенной византийской церкви.

Период Османской империи

Седьмой век, после вторжения арабов, унес с собой даже память о бывшей Версавии, и в течение длительного времени европейцы не знали ее реального местоположения, которое только в 1806 году точно определил ученый Зетцен.

Османская империя, владевшая Палестиной в 19-ом веке, в 1900 году решила основать город на прежнем месте. Почему так важен именно этот район? Объяснения этому имеются:

— прежде всего, благодаря высокому уровню грунтовых вод, на территории сосредоточено большое количество колодцев, что является в пустыне фактором определяющим, а беэр-шевские колодцы поили, по-прежнему, и кочевников-бедуинов, и местных жителей, и проходящие караваны.

— главные дороги в Газу, Хеврон, Араву, Ницану, Египет, Синай и Акабу – все также пересекаются в этой местности;

— как раз в данном регионе проходили границы между крупными племенами бедуинов: Тарабина на западе, Тиаха на востоке и Азазме на юге;

— самое удобное место для переправы через временные речные долины (вади Беэр-Шева) — тоже находится здесь.

Водоносный подземный слой дал туркам возможность возвести чудесный город с фонтанами и садами, который вплоть до самого создания государства Израиль обходился только местными водными ресурсами.

Итак, решение об основании в Негеве административно-экономического центра было в 1900 году официально принято турецкими властями, и строительство современного города закипело. Камни для постройки брались чаще всего из византийских развалин, что, кстати, позже значительно затруднило археологические исследования.

Первым зданием нового центра стала мэрия (Сарайя). Это 2-ухэтажное здание 1901 года сохранилось до нашего времени и сегодня используется в качестве полицейского участка. К 1903 году город Беэр-Шева насчитывал уже 38 домов полностью готовых, еще двенадцать – строились, здесь проживало 300 человек, а на главной улице открылось 12 торговых лавок. Прошло еще 9 лет, и население выросло более чем в 3 раза: в 1912 году оно составляло 1000 человек. Город оброс общественными зданиями, появились дом наместника и мечеть, выстроенная в 1906 году; с 1913 года работала школа для детей бедуинов, провели железнодорожную магистраль в Дамаск и Иерусалим, возвели железнодорожную станцию.

Противостояние во время Первой мировой войны турок и британцев, дислоцировавшихся в Египте, способствовало еще большему развитию Беэр-Шевы, превратившейся на тот момент в южную турецкую военную базу. Строительство новых дорог, железнодорожных веток и укреплений служило тогда ратным целям.

Атака британских войск под командованием генерала Алленби привела в 1917 году к захвату южного города и поражению осман.

Время Британского мандата

Период между двумя мировыми войнами оказался для беэр-шевской экономики откровенно упадническим: связи с окружающими племенами были нарушены, организации, необходимые в военное время, больше не функционировали, вскоре остро встал «водный» вопрос. В конце концов, английские власти вынуждены были заняться восстановлением колодцев и разрушенных боями инфраструктур.

Значение торгового центра город не утерял даже в ту тяжелую эпоху. По средам здесь действовал базар, на который съезжались не только окрестные торговцы, но и купцы из Ирака, Саудовской Аравии и Египта. Но очередной толчок беэр-шевскому расцвету опять дала война – Вторая мировая. Теперь вновь возникла нужда в военных базах и человеческом потенциале. Если в 1922 году в городе Беэр-Шеве насчитывалось 2356 жителей, то в 1946-ом их стало почти в 3 раза больше – 6490 человек.

Современная Вирсавия

Стихли последние раскаты кровавой бойни 20-го века, и страны начали возвращаться к мирной жизни. Ноябрьское решение ООН 1947 года предусматривало раздел Палестины и создание 2-ух новых независимых государств для арабского и еврейского народов. Бывшая древняя Вирсавия, по плану Организации Объединенных Наций, должна была принадлежать арабскому государству, но 21 октября 1948 года, в ходе Войны за независимость Израиля, Беэр-Шева перешла в руки Армии обороны молодого еврейского государства и стала его частью.

Начался новый виток истории города. Сначала в нем селили демобилизованных солдат, затем – новых репатриантов, которых в период Большой алии (в 90-ые годы прошлого столетия) появилось здесь почти 35000 человек.

Если возраст этого города исчислять от первого упоминания в Пятикнижии Моисеевом (Торе), то получается, что ему уже 3700 лет! Тель Беэр-Шева или Библейская Вирсавия лежит чуть в стороне от современной «южной столицы» государства, северо-западнее нынешнего города.

В 2005 году ЮНЕСКО присвоил городу Беэр-Шеве в Израиле статус одного из объектов Всемирного наследия.

Современная столица Негева славится вторым по величине лечебным заведением страны – больницей Сорока. Этот университетский медцентр располагает инновационным оборудованием, здесь работает отделение трансплантации искусственно созданных суставов и филиал лечения, диагностики и изучения эпилепсии.

Если говорить о медицине, то не забудем и о целой сети израильских клиник, объединенных названием Sun, которые производят диагностику и лечение в 9 медицинских сферах и знамениты на весь мир применением самых передовых инструментов и новейших методов лечения. Центральное отделение Sun находится в Тель-Авиве, а среди крупнейших филиалов – беэр-шевский и отделение в Ришон ле-Ционе, в парке «Ган А-ир».

Беэр-Шеву по карте страны мы находим в северной части ближневосточной пустыни Негев. Город отстоит:

• от Иерусалима — на 81 км;

• от Тель-Авива — на 115 км;

• от Эйлата – на 240 км;

• от Хайфы – на 174 км.

Благодаря сухому климату погода в Беэр-Шеве хоть и стоит жаркая круглый год, но переносится все же легче, чем в приморских районах, хотя летняя дневная температура воздуха может подняться до 46 градусов.

Достопримечательности и культурные объекты города

С 2002 года в Беэр-Шеве работает музей изобразительных искусств Негев, открывшийся в бывшем доме наместника. Беэр-Шевский театр, основанный в 1973 году, считается одним из ведущих в стране, его репертуар составлен пьесами мировой классики и произведениями местных драматургов.

Репатриантами из бывшего СССР в городе создан шахматный клуб, в котором играют 8 гроссмейстеров, здесь уже состоялся чемпионат мира по шахматам, и проходят международные шахматные турниры. Имеется в городе Беэр-Шеве и симфонический оркестр, неоднократно выступавший на известных зарубежных сценах – в Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

В Старом городе туристам покажут тот самый Колодец, выкопанный, по бедуинскому преданию, праотцем Авраамом. Этот объект – один из известнейших, постоянно тиражируемый на фото Беэр-Шевы и, действительно, старинный, но…. Реальную дату его возникновения историки относят к значительно более позднему византийскому периоду. А путешественники все-таки верят легендам, и тянутся сюда, потому что так хочется прикоснуться к настоящей Древности!

Туристам то и дело являются трогательные контрасты: Дворец молодежи в … Старом городе, высотки современного дизайна и совсем рядом — крохотные зеленые улочки и старые здания турецких времен. Если собрать вместе все фотографии, сделанные в южной столице – презабавная выйдет мозаика! Судите сами:

Научные и образовательные учреждения

Множество учебных заведений, сосредоточенных на юге страны, являются именно беэр-шевскими, что неудивительно, ведь мы говорим о центре большого региона. В городе открыты для детей и подростков 44 средние и 54 начальные школы. Имеются, конечно, и специализированные колледжи. В некоторых из них, кроме учебной, ведется и исследовательская работа. Таков, например, педагогический колледж «Кей», существующий в городе с 1954 года. Студенты-заочники имеют возможность обучаться в Открытом университете «Бейт Яцив», являющемся филиалом центрального кампуса ОУИ, размещенного в Раанане.

Университет имени первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона также расположен в Беэр-Шеве, где он был официально утвержден правительством в 1969 году и открыт – в 1970-ом. До основания этого учебного заведения в городе уже проводились лекции профессоров хайфского Техниона, иерусалимского Еврейского университета и НИИ им. Вейцмана из Реховота. Однако пустыня Негев, занимающая 60% территории всего государства, виделась Бен-Гуриону очень перспективным районом, за которым, не сомневался министр, будущее Израиля. С целью развития пустыни и основывался Негевский университет. Сегодня в составе этого ВУЗа: инженерный факультет, факультеты естественных наук, медицины и здравоохранения, общественных и гуманитарных наук. Структура Университета Бен-Гуриона включает Международный институт изучения пустыни, национальный институт биотехнологий, исследовательские учреждения по изучению сионизма и Израиля. При Университете проводятся курсы пенсионеров-волонтеров, готовых работать в консультационных службах для пожилых людей. Подобные курсы функционируют также в Бар-Иланском университете Рамат-Гана, в колледжах Иорданской долины и в ряде университетов других городов.

Жители современной столицы Негева надеются, что бесконечные войны, которые пережил город на протяжении своей более чем 3,5-тысячной истории, навсегда отошли в прошлое. Сегодня новости Беэр-Шевы пестрят мирными сообщениями о создании собачьего «луна-парка» и действиях городского «Зеленого патруля», о новом строительстве и решениях муниципалитета по защите окружающей среды, об открытии бизнес-центра высоких технологий и т.д., и т.п. Люди верят, что так будет теперь всегда, а поминовение жертв терактов превращается в страстную молитву об окончательном и вечном прекращении кровопролития.

Центрировать карту
Движение
На велосипеде
Проездом
Google MapsПроложить маршрут

Поделиться в соц. сетях

0

Оцените пожалуйста статью, мы очень старались:


                                     Очень плохоНа двоечку!СлабенькоХорошоОтлично! (Всего оценок: 7, средняя 5,00 из 5)


Загрузка...

Похожие статьи
Прогулки по Иерусалиму

Прогулки по Иерусалиму

Далеко не самый крупный по мировым масштабам город Иерусалим (ни по площади, ни по величине населения) кажется необъятным, когда путешественник попадает под мистическое обаяние израильской столицы. Ни постигнуть, ни изучить этот древний город с многотысячелетней историей не удается порой и за
Храмы Израиля

Храмы Израиля

Когда-то в давние времена еще до нашей эры началась история Израиля и народа Книги, на Земле свершилась череда событий, которая привела к рождению нескольких вероисповеданий и повлияла на судьбы многих человеческих сообществ. Для того чтобы молиться своим богам, люди издавна возводили специальные
Город Эйлат

Город Эйлат

Самой южной точкой Государства Израиль, разместившейся на берегу северной части Красного моря - залива Акаба (Эйлатского) – является курортный город Эйлат, известный на весь мир, как туристический объект и центр развлечений. Историческая справка Город существовал с древних времен и связан еще с
Город Кирьят-Шмона

Город Кирьят-Шмона

На самом севере Государства Израиль, почти у ливанской границы, расположился маленький городок Кирьят-Шмона, появившийся на карте страны чуть более полувека назад, но уже успевший пережить бурные моменты истории и даже превратиться в «горячую точку» планеты. История имени Все начиналось совсем с
Храмы Назарета

Храмы Назарета

Среди израильских городов населенный пункт Верхней Галилеи Нацерет занимает совершенно особое положение. И, прежде всего, речь идет о смысле духовном, потому что Назарет для христиан всей планеты стоит по значимости в одном ряду с Вифлеемом и Иерусалимом. Святость этого города неоспорима, ведь с
Комментарии
  • Уточка Отправлено : 25 Июл 2016 в 21:04

    Спасибо за замечание,теперь буду знать!Я думаю мне простительно это было не знать,так как я живу за много километров от Беэр Шевы!Я исправлю.А почему «аноним»?

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail: