Иерусалим

Иерусалим

2.12.2013
     

Где, как не в Иерушалаиме, можно прикоснуться к настоящей Древности? Воспетый в легендах и преданиях, переживший восстания и войны, бывший под владычеством вавилонян и персов, египтян и римлян, византийцев и турок — старинный ближневосточный город объявлен столицей Израиля в 1949 году. Три мировые монотеистические религии – ислам, иудаизм и христианство – признают Иерусалим священным городом.

Чтобы понять, где находится Иерусалим, достаточно отыскать на глобусе Средиземное море и скользнуть взглядом к его нижней юго-восточной окраине: здесь на водоразделе с Мертвым морем, на высоте над уровнем Мирового океана 650 – 840 метров, в отрожинах Иудейских гор лежит одно из старейших поселений мира — город Иерусалим.

Этот населенный пункт отстоит:

• на 112 километров от южного города Беэр-Шевы;

• на 73 километра от центрального города Раананы;

• на 55 километров от цветущего и стильного города Ришон ле-Циона.

История Иерусалима

Название города на иврите звучит как «Иерушалаим», а история его начинается задолго до наступления нашей эры, за 4 – 5 тысячелетий до нее. Именно в это время, по свидетельствам археологов, возникли на Храмовой горе, точнее, на ее восточном склоне, человеческие поселения.

Ханаанский народ иевусеи в позднем периоде бронзового века основал на горе Офел, находящейся в юго-восточной оконечности современного Иерусалима, свой город Иевус (или Салим). Первое упоминание о «Шалеме» предположительно имеется в документах торгового древнесемитского города-государства Эблы (одной из старейших сирийских цивилизаций) и датируется 2300 годом до нашей эры.

Строки Библии указывают на городскую крепость иевусеев, которая называлась Цион (или Сион). В Торе (Пятикнижии) о Шалеме говорится как о иевуситской столице, но иерусалимскими царями, до появления здесь евреев, были амориты (амореи), потомки праотца Сифа – легендарного 3-его сына Евы.

 Эпоха Первого Храма

Отважный воин — иудейский царь Давид — захватил иевуситский город ориентировочно в 1000 году до нашей эры и воздвиг на этом месте новую цитадель, которую стали именовать «Град Давида» (Ир Давид – на иврите). Величайший священный атрибут еврейского народа – Ковчег Откровения (Завета) – царь торжественно перенес в свою столицу. Размещая Ковчег, символизирующий Божественное присутствие, в городе, который территориально не принадлежал ни одному из израилевых колен, а лежал между наделами племен Иуды и Вениамина, Давид превратил Иерусалим в святой город, и религиозный центр всех 12-ти колен израильского народа переместился сюда.

Когда еврейские племена поразила эпидемия, по преданию, чтобы ее остановить, купил царь Давид гору Мориа (ту самую, что хорошо известна из библейской истории о жертвоприношении Исаака) у иевусита Аравны и поставил там жертвенник Единому Богу, чем спас людей, остановив страшную болезнь. На этой же горе Давид хотел выстроить Храм, но пророк Нафан, возвещая царю Божий суд, указал ему на ряд поступков, несовместимых с возведением Дома Святости, и миссия была передана его сыну Соломону.

На 4-ый год своего правления, когда шел 480-ый год после Исхода еврейского народа из Египта, царь Соломон начал строить Иерусалимский храм. Это культовое сооружение вошло в дворцовый комплекс и соединялось с царским дворцом отдельным входом. Продолжалось строительство Храма Соломона в Иерусалиме семь лет – с 1014 по 1007 годы до н.э. (по другим источникам, оно происходило в период с 957 по 950-ый годы). В готовом Храме торжественно установили в специальном кубическом помещении – Святая святых, на легендарном Камне Основания (Краеугольном камне), с которого началось божественное сотворение мира, Ковчег Завета. Еще 2 здания: летний дворец для себя и отдельный дворец для дочери фараона Египта, своей жены — Соломон возвел недалеко от Храма. На создание всего дворцового ансамбля потребовалось 16 лет.

В дальнейшем, гора Мориа стала восприниматься как Божья гора, а стоящий на ней Первый Храм – как жилище Господа. И древнейшие пророки утверждали, что вся гора Сион, частью которой является Мориа, — исключительное место на земле, так как лишь здесь отчетливо ощущается присутствие Бога.

Ассирийский царь Синаххериб, захвативший 45 городов иудейского царя Хизкии, подойдя с войском в 701 году до нашей эры к городу Иерусалиму, не смог его взять и отступил, удовольствовавшись, правда, огромной данью серебром и золотом. Столь чудесное спасение Града Давидова от разрушения и вражеского вторжения окружило Храм Соломона в Иерусалиме еще большим ореолом чудодейственной силы и святости. Когда ассирийцы разрушили храмы в городах Древнего Израиля — Вефиле и Дане, конкурирующие с Иерусалимским храмом, когда пало древнееврейское Северное царство, Храм царя Соломона в Иерусалиме занял главенствующее положение и стал служить для всех колен израилевых центральным святилищем. А с 662 года до н.э., когда на престоле воцарился благочестивый Иошияу, все языческие культы были ликвидированы, их алтари, почитаемые северными племенами, разрушены, а Иерусалимский храм превратился в национально-религиозный центр Иудеи – Святилище Единого Бога.

За господство в Ханаане и Сирии в 609 году до н.э. боролись 2 крупнейших государства – Вавилония и Египет. Возглавившему в 607 году вавилонскую армию царскому сыну Навуходоносору удалось разгромить египетские войска, и в 605 году до нашей эры солдаты Навуходоносора осадила Иерусалим. Царствующий тогда в Иудее Элиаким, откупаясь, заплатил тяжелую дань: отдал вавилонянам часть храмовых сокровищ и множество юношей-заложников, принадлежащих знатным иудейским семьям и угнанных теперь в вавилонское рабство.

Прошло еще 7 лет, и Навуходоносор, теперь уже не царевич, а правитель Нововавилонского царства, все-таки захватил Святой Город и опустошил Храм, сломав золотые сосуды и увезя все сокровища. Произошло это в 598 году до нашей эры. Иехония, царь Иудеи, попал в вавилонский плен, наряду со многими другими знатными жителями.

Вновь Град Господень был захвачен в 586-ом году до н.э. вавилонским войском Навузардана после того, как последний перед Вавилонским пленением иудейский царь Седекия объявил об отделении своей страны от Вавилона. На этот раз Первый Храм разрушили до основания, Ковчег с каменными Скрижалями Завета бесследно исчез, иерусалимские жители были взяты в плен, угнаны в Вавилонию в рабство, а большинство – убиты.

 Эпоха Второго Храма

Царь Древней Персии Кир Великий, завоевав Вавилонию, посчитал, что у египетской границы важно иметь народ, лояльно настроенный к персам. Потому, вероятно, в 538 г. до нашей эры персидский властелин разрешил еврейским изгнанникам вернуться в родную Иудею и заняться восстановлением Иерусалимского храма. Успешному строительству в тот момент помешали распри между самаритянами и иудеями, оно было прервано на пятнадцать лет и возобновлено уже при персидском царе Дарии Великом, подтвердившем декрет Кира. Завершились работы в 516 году до н.э., и Второй Храм возник через 7 десятилетий после уничтожения Первого.

Мы не случайно так подробно описываем всё, что касается Храма, ведь история Иерусалима связана с этим духовным очагом всего еврейского народа самым тесным образом, и даже исторические периоды отмечаются годами его существования.

Дальнейшая жизнь Иерушалаима вновь отмечена чередой захватов и разрушений.

• Приблизительно в 333 году до н.э. Иудея, включая Иерусалим, была покорена Александром Македонским, сопротивление ему не оказывалось, и Александр Великий подтвердил все права, которые персидские правители даровали этому городу. Однако после смерти македонского царя над Иудеей установил контроль египетский властелин Птоломей I Сотер, а город Иерусалим подвергся частичным разрушениям.

• Сирийский царь Антиох IV Эпифан, возвращаясь из Египта в 169 г. до н. э., конфисковал из Иерусалимского храма драгоценную утварь, а спустя 2 года осквернил Храм, водрузив алтарь Зевса Олимпийского на Жертвенник. Службы после этого не проводились 3 года и возобновились лишь в годы восстания Маккавеев, когда к власти пришел священнический род Хасмонеев, прервавший процесс эллинизации города.

• 63 год до нашей эры принес Иерушалаиму новые беды: после 3-ехмесячной осады и укрепленный Храм, и город были взяты штурмом римскими войсками Помпея. Град Давида превратился в административный центр римского протектората Иудеи.

В правление римского прокуратора Иудеи царя Ирода Великого началась реконструкция Второго Храма, работы шли с 22-го года до н. э. 9 лет. Великолепные строения, которыми Ирод украсил город, никак не гармонировали с полуразрушенным зданием Иерусалимского храма, поэтому царь и принял решение о его перестройке, а также о переустройстве всей священной Горы.

В Храме регулярно приносились жертвы за благополучие императора Рима, это происходило вплоть до Первой Иудейской войны, как назвали великое восстание иудеев против римлян, продолжавшееся с 66 по 73 годы уже нашей эры. На подавление восстания была брошена римская армия, возглавляемая Титом и осадившая Святой город, локализовав основные военные действия вокруг Второго Храма. Пять месяцев длились бои у Храмовой горы в Иерусалиме. Сначала сгорели бесценные колоннады Храма, затем Тит отдал приказ сжечь храмовые ворота и, наконец, запылало само здание Храма. Десять летних дней 70-го года полыхало священное строение, погибая от беспощадного пожара, который уносил и жизни повстанцев-защитников, бросавшихся в огонь, чтобы не сдаваться врагам. Вскоре в руинах лежал уже весь Иерусалим. Через 6 с небольшим десятилетий (в 132-ом году) римский наместник в знак поругания отдал приказ распахать Храмовая гору.

Парадоксально, что и священная для иудеев Гора, и оба Храма были уничтожены по еврейскому календарю в один и тот же день разных лет – 9 числа месяца ава. И в наше время эта дата является днем национального траура народа.

 Эпоха Рима после гибели Второго Храма, эпоха Византии, Средние века

После того, как разрушили Второй Храм и пал Иерушалаим, евреи начали рассеиваться по всему миру, а место, где стоял Святой Град Давида, долго оставалось в запустении. На его развалинах в 130 году, по велению римского императора Адрина, построили колонию Элия Капитолину, пространство Храма заняли святилищем Юпитера и конной статуей самого Адриана. Своими оскорбительными действиями император спровоцировал 2-ую Иудейскую войну (восстание Бар-Кохбы), и город Иерусалим почти на 3 года перешел в руки повстанцев, но в 135 году, подавив восстание, римляне вновь овладели им.

Император Константин Великий, придя к единоличной власти над римским государством, сделал христианство господствующей религией. Вместе со своей матерью Еленой он возвел Храм Гроба Господня в Иерусалиме, как раз на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа – по Священному Писанию. Торжественное освящение Иерусалимского храма Воскресения состоялось в сентябре 335 года.

Римский император Юлиан, взошедший на престол в 361 году, хотел вернуться к язычеству, объявил на подвластных ему землях свободу религиозного выбора и намеревался восстановить еврейский Храм в Иерусалиме. Планам помешала гибель императора в бою.

На смену эпохи Римской империи пришел Византийский период, и христианские традиции все больше входили в культуру и быт Иерусалима. История города в Средние века опять наполнена сменяющейся вереницей завоеваний, длящихся до самого 20-го столетия. Персы и византийцы, иудеи и турки, арабы и египтяне – ведут бои за обладание городом, который то приобретает (в 7-ом веке) мусульманский облик, то вновь становится (в результате 1-го Крестового похода 1099 года) христианским и даже столицей Иерусалимского королевства, то (в 1517 году) попадает под власть Османской империи.

 Город Нового времени

С 1917 по 1947 года на территории подмандатной английской Палестины Вечный город служил административным центром.

Попытка Генеральной Ассамблеи ООН в 1947-48 годах разделить город, как и всю Палестину, на еврейскую и арабскую части – успехом не увенчалась, арабские государства отвергли альтернативу, и в 1948 году началась Арабо-израильская война. В ходе боевых операций Иерусалим, который защищали отряды еврейской организации Хагана, атаковали Арабский легион и египетские войска. К концу года проволочные заграждения и баррикады расчленили Иерушалаим на 2 части: Восточную (со Старым городом), контролируемую Трансиорданией, и Западную – под израильским контролем.

Условия перемирия 1949 года были нарушены иорданцами. В 1967 году разгорелась новая война – Шестидневная. На этот раз восточная часть Города 3-ех религий также перешла под контроль Израиля, а в 1980-ом государство Израиль объявило объединенный Священный город своей столицей.

Израильский композитор и поэтесса Наоми Шемер в 1967 году к празднованию Дня Независимости написала одну из самых красивых местных песен, ставшую неофициальным гимном города – «Золотой Иерусалим» («Иерушалаим шель заав»):

Международные дебаты об официальном признании столицы Израиля мировым сообществом и Советом Безопасности ООН не завершены и по сей день.

Современная жизнь древнего города

По последним статистическим данным число иерусалимских жителей составляет цифру 828500 человек, среди которых евреи и арабы (христиане и мусульмане), русские и армяне, французы и американцы, украинцы и немцы, молдаване и англичане.

 Святыни трех религий

Как и прежде, Иерушалаим называют Городом 3-ех религий и, по-прежнему, иудеи, мусульмане и христиане чтут здесь свои святыни.

• Самым святым город Иерусалим считается в иудаизме. Трижды в день во всем мире верующие евреи молятся, глядя в сторону Давидова града. Особенно божественным участком земли иудеи считают Храмовую гору, где и поныне лежит камень, с которого Бог начал создавать мир. А еще величайшей святыней вне самой Горы является для евреев А-Котель или Стена Плача. Эта часть древнейшей стены, окружавшей западный склон Горы, сохранилась после уничтожения римлянами Второго Храма и вот уже много веков служит местом молитв и паломничества многих еврейских поколений, местом оплакивания погибшего Святилища, символом надежды и возрождения.

• Мусульмане завоевали город в 638 году, они также почитают Гору, считая, что она связана с ночным вознесением пророка Мухаммеда к Божественному трону. Просвещенный халиф Абд ад-Малик отметил местоположение Храма Куполом Скалы – исламским святилищем, установленным над Краеугольным камнем. Возвышающаяся рядом с Куполом Мечеть Аль-Акса, древнейшая в мире, также священна для мусульман.

• Для христиан Иерусалим – главный город святости, ведь именно в нем произошло Распятие (на Голгофе) и Воскресение Господне, здесь принял мученическую смерть на кресте, страдая за все человечество, Иисус Христос, обыкновенный человек и бессмертный Мессия. С середины 4-го до 7 веков, во времена византийского правления, было построено большое количество христианских храмов в Иерусалиме и в его округе.

Сегодня Рождество в Иерусалиме отмечают арабы-христиане, армяне, греки, паломники из европейских стран, православные христиане и католики. Торжественные службы, поздравления, колядование на улицах Старого города – вот приметы большого и красивого праздника, объединяющего даже незнакомых людей.

 Транспортное сообщение и погода

Сегодня прямая железнодорожная магистраль связывает Иерусалим с Тель-Авивом, а совсем скоро, в 2017 году будет открыта на этом участке скоростная ветка, и время на дорогу между этими городами сократится от 84-ех до 25-ти минут.

Первая иерусалимская трамвайная линия начала функционировать в 2011 году, она связывает Старый город с Центром, на трамвае можно доехать до рынка или Музея Катастрофы и просто прокатиться по главным городским улицам. Когда путешественнику захочется самостоятельно осмотреть Иерусалим, а карты под рукой не окажется, этот вид транспорта станет чудесной палочкой-выручалочкой и покажет Святой город во всей его красе!

Трамвай соединил также «арабские» и «еврейские» районы города, разделенные еще с 1967 года. Если Хайфа – единственный в стране населенный пункт, располагающий метрополитеном, то трамваи в Израиле можно встретить только в Иерусалиме.

Средиземноморскому климату вполне соответствует погода в Иерусалиме, где стоят жаркие летние дни с редчайшими осадками, а зимой идут ливневые дожди, температура воздуха падает, и бывают годы, когда случаются заморозки и снегопады.

Достопримечательности города

Где бы ни упоминался среди туристов всего мира Иерусалим, достопримечательностями его считаются, прежде всего, те, которые находятся в Старом городе. Что подразумевается под этим названием? Имеется в виду историческая часть города, окруженная древними крепостными стенами Иерусалима и вмещающая в себя почти все исторические объекты, где свершалась судьба города, и главные святые места, почитаемые 3-мя мировыми религиями: Храмовую гору, Стену Плача, Храм Гроба Господня.

Редкий гость столицы не вспомнит об интереснейших музеях Иерусалима и не захочет посетить хотя бы некоторые из них.

Древняя цитадель, возведенная во 2-ом веке до нашей эры, – Башня Давида – находится юго-восточнее Яффских ворот, единственных в Иерусалиме, обращенных к морю. Возраст найденных в крепости археологических реликвий насчитывает 2700 лет.

В Иерусалимском музее природы, находящемся в Немецкой слободе города, имеется интереснейшая экспозиция, посвященная теме динозавров. В музее также демонстрируются богатые экспозиции в сферах анатомии, экологии и биологии.

Район Гиват Рам предложит вам заглянуть в Музей библейских стран, где можно познакомиться с культурами народов, упомянутых на страницах Танаха: хананеев, древних египтян, арамейцев, филистимлян, персов, финикийцев и так далее.

Храм Книги — музей, в котором экспонируются уникальные свитки Мертвого моря – древние рукописи, обнаруженные в 47 и 56-ом годах прошлого столетия в Кумранских пещерах. Манускрипты на папирусе и пергаменте были написаны 2000 лет назад. Здание музея имеет форму тех сосудов, в которых 2 тысячелетия сохранялись найденные документы.

Национальный мемориал Холокоста Музей Катастрофы или Яд ва-Шем – увековечивает память о еврейских жертвах нацизма, погибших в 1933 — 1945 годах, славит праведников мира, ради спасения евреев рисковавших жизнью.

Мы привели лишь небольшой список примечательных мест, которым стоит уделить внимание. Их очень много: храмов и мечетей, монастырей Иерусалима и музеев, исторических памятников, достопримечательностей и святынь Иерусалима.

Еврейский университет

Иерусалимский ВУЗ стал первым университетом современного государства Израиль, это крупнейшее учебное и научное заведение страны. Еврейский университет, основанный в 1925 году, сегодня входит среди университетов мира – в первую сотню (в 2012 году он занимал 53-е место).

Учредителями ВУЗа являлись крупнейшие ученые Европы – Мартин Бубер, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн.

Клинической базой медицинского факультета этого учебного центра служит больница «Хадасса», построенная в столице на горе Скопус.

Сельскохозяйственный факультет университета с 1952 года размещен в центральном регионе страны, в Реховоте.

Иерусалимский университет включает факультеты математики и естественных наук, юридический, стоматологический, общественных и гуманитарных наук. В состав ВУЗа входит ряд специализированных школ, при нем функционируют: Ветеринарный университет и госпиталь для животных, ботанический сад, более ста НИИ и центров. Здесь осуществляются около 40% всех научно-исследовательских проектов в гражданских сферах.

В отличие от Бар-Иланского университета города Рамат-Гана, Еврейский университет никогда не считался «религиозным» учреждением, однако, преподавание здесь с самого основания ВУЗа велось на иврите.

Астероид № 271763 назван именем иерусалимского Еврейского университета.

Необыкновенную атмосферу Иерусалима на фото не передать и, пожалуй, в нескольких словах не объяснить. Это один из таких городов, в которых обязательно нужно побывать, потрогать ладонями теплые древние камни, положить записку-желание в трещинку Стены Плача, побродить по восточному рынку, обязательно заснять свой ЛИЧНЫЙ Иерусалим на видео, потому что для каждого человека он свой, неповторимый, необъяснимый и вечный.

Центрировать карту
Движение
На велосипеде
Проездом
Google MapsПроложить маршрут

Поделиться в соц. сетях

0

Оцените пожалуйста статью, мы очень старались:


                                     Очень плохоНа двоечку!СлабенькоХорошоОтлично! (Всего оценок: 3, средняя 5,00 из 5)


Загрузка...

Похожие статьи
Подарки из Израиля

Подарки из Израиля

Туристы хором утверждают, что уехать из Земли Обетованной налегке не удастся никому! Не обязательно имеется в виду что-то вещественное. Есть ведь еще фотографии и целый чемодан чудесных впечатлений, новые искренние друзья и ощущение настоящего отдыха. Но без материальных доказательств пребывания
Город Акко

Город Акко

Старинный израильский город Акко числится во всемирном списке Юнеско, как значимый исторический и культурный объект наследия. Город расположен на средиземноморском берегу и удален от Хайфы к северу на 23 километра. Проживают в нем арабы-христиане, евреи, арабы-мусульмане, друзы и другие народы –
Город Назарет

Город Назарет

В северной части Государства Израиль, среди не слишком высоких (всего лишь до 500 метров) гор и холмов Верхней Галилеи, а еще точнее – меж 2-ух горных хребтов, в лощине – вот, где находится город Назарет. От хайфского порта он удален на 45,6 километров, от более центральной Хадеры – на 54,1 километра. Для
Святыни Иерусалима

Святыни Иерусалима

Иерушалаим – не просто древнее ближневосточное поселение с богатой историей, не просто столица государства Израиль, которую прославляют в песнях, сказаниях и легендах. Этот город уже очень давно получил особенный статус. Здесь находится тот самый кусок скалы, центр мироздания, с которого Бог начал
Из Днепропетровска в Тель-Авив

Из Днепропетровска в Тель-Авив

Космической столицей Украины называют город Днепропетровск, являющийся также крупнейшим транспортным, экономическим, металлургическим и промышленным центром страны. Город лежит в восточной области Украины, в зоне степей, располагаясь одновременно на двух берегах среднего течения Днепра. По
Комментарии
  • Марина Отправлено : 28 мая 2014 в 08:43

    Я очень люблю Иерусалим. Это город, в котором по-особому дышится, по-особому себя чувствуешь. Меня каждый раз охватывает благоговейный трепет, когда я там бываю. Особенно, когда я в первый раз вошла в этот город через Львиные ворота и прошла весь Крестный путь. Жалко, что туристам в целях безопасности показывают только последние остановки этого пути. Одним из моих любимых мест в Иерусалиме является Английское кладбище, которое навевает спокойствие и умиротворение. А, прогулявшись по кварталу, где живут ортодоксальные евреи, я увидела совсем другой Иерусалим. Мне хочется возвращаться в этот город снова и снова.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail: