Рождество в Вифлееме

Рождество в Вифлееме

22.05.2014
     

Земные родители божественного Младенца – Иосиф и Мария – проживали на территории Галилеи, в городе Назарете, где впоследствии прошла большая часть жизни Спасителя. До рождения Иисуса, когда Мария уже была беременна своим первенцем, семейная пара отправилась в Иудею. Зачем? Причина, оказывается, очень житейская и понятная в любую эпоху: в этот период в Римской империи проходила перепись населения, и, согласно императорскому указу, каждый житель великой державы обязан пребывать в своем родном городе, где и принять участие в акте переписи. Император Август логично полагал, что подобная мера облегчит важную государственную процедуру и обеспечит точность статистических пересчетов.

И Мария, и Иосиф принадлежали к роду Давида, потому и обязаны были явиться в город, считавшийся домом Давида, — Вифлеем. Здесь у Марии наступил срок родов, и в мир пришел Мессия.

Сразу после Рождества

Канонические тексты описывают события, происходившие в связи рождением удивительного Ребенка, необыкновенную миссию которого еще только предстояло узнать людям.

Поклонение пастухов

Первые услышали радостную весть о Рождестве Христовом пастухи, которым ее сообщил Ангел. Рассказ о данном новозаветном факте имеется только у евангелиста Луки. Почему Небо обратилось к самым обыкновенным людям? У богословских толкователей на этот счет имеется несколько версий:

• пришествие Мессии предсказали еще иудейские пророки, утверждая, что Сын Божий родиться около Вифлеема, в месте, называемом «башней стада», где пасли предназначенных для заклания в Храме животных. То есть здешние пастухи изначально связывались с Иерусалимским святилищем. Божественный посланник объяснил пастухам, что грядут близкие перемены, и более не понадобится жертвенный скот, ведь за человечество пострадает сам Спаситель.

• Жизнь незлобивых и бесхитростных пастухов уподоблялась праведному существованию древних патриархов, поэтому и удостоились они божественного видения, их избрали также сделаться первыми проповедниками.

• Те, кто удостоился ангельской вести, по роду своей профессии назывались ПАСТЫРЯМИ, что роднило их с деятельностью духовных пастырей – епископов или архиереев.

Так как домом в городе Вифлееме Мария с Иосифом еще не обзавелись, на постоялом дворе комнат для них не нашлось, а естественный процесс рождения ребенка требовал поторопиться, Иосифу с супругой пришлось устраиваться в пещере: тут, как в хлеву, укрывали от непогоды скот. Ясли Мария использовала, чтобы, словно в колыбель, уложить запеленутого новорожденного Иисуса. По приметам, указанным Ангелом, Святое Дитя и нашли пастухи, они же рассказали Марии о предназначении Христа – то, что поняли из ангельской речи. Вот и свершилось! Теперь радость по поводу Богоявления и весть о Рождестве Христовом в Вифлееме стараниями проповедников разлетятся по всему свету.

Поклонение волхвов

Следующую историю, связанную с Рождеством, мы читаем у евангелиста Матфея: повествование о Вифлеемской звезде, которая привела к Иисусу волхвов. К моменту прихода чудотворцев Святое Семейство уже проживало в доме, на который и указало путникам таинственное небесное светило. Впрочем, по этому поводу есть и другие мнения. Одни считают, что Звезда остановилась у входа в пещеру, то есть маги пришли на поклон к новорожденному. Другие древние авторы не соглашаются с этим, находя доказательства тому, что поклонение языческих волшебников случилось, когда Иисусу почти исполнилось два года. Третьи полагают, что звездное знамение произошло задолго до Рождества и, уверовав в промысел Господень, прорицатели отправились в путь, так сказать, на удачу, ничего не зная о Младенце.

Для последующих поколений в этом библейском рассказе важно символическое значение подарков, принесенных Христу волхвами. Дары заключают в себе огромный мистический и духовный смысл:

• золото – подношение, олицетворяющее царское достоинство Ребенка, его место в грядущем на Царском престоле; дар подчеркивает также человеческую природу Малыша;

• ладан (или ливан) – указывает на предназначение стать Первосвященником и духовным Учителем;

• драгоценное масло смирна – с помощью этого благовония в Древнем Израиле бальзамировали тела умерших, а, значит, подарок приоткрывал завесу над будущим, в котором Иисусу предстояло принести жертву искупления за все земное человечество.

Подарки языческих жрецов-астрологов образно выражали мысль об «узнанности» Бога, пришедшего на Землю в человеческом обличии, являли собой некий урок неверующим: если Спасителя признают даже язычники и варвары, как же можно оставаться в своей слепоте!

Традиция одаривать на Рождество друзей, детей и близких людей восходит к истории первых даров, полученных Христом в младенчестве от волхвов. Серебряная звезда с четырнадцатью лучами, изображающая давнее небесное явление, помещена в нижней алтарной части храма Рождества Христова в Вифлееме. Над звездой, встроенной в мраморный пол, горят 15 серебряных лампад: 4 из них принадлежат католикам, пять – армянам и 6 светильников – православные. Звезда отмечает место, где Богородица по преданию родила Сына, а сама церковь возведена над Пещерой Рождества.

Избиение младенцев

С повествованием о волхвах, путеводной звезде и трех символических дарах тесно переплетен другой новозаветный эпизод из Евангелия от Матфея.

Следуя за «звездой Рождества», жрецы-язычники сначала побывали у Ирода Великого – хитрого и безжалостного правителя Иудеи. Выведав у волхвов, что пророчество, видимо, состоялось, и Мессия, действительно, родился, Ирод просил их сообщить ему и точное местонахождение ребенка, которому, мол, желал поклониться. Маги тайну не выдали, получив божественное предупреждение. Разъяренный царь Ирод, опасаясь потерять свою безграничную власть, повелел убить десятки тысяч (цифры варьируются в различных источниках) невинных вифлеемских младенцев, надеясь, что среди них окажется и «опасный возмутитель спокойствия». Христа удалось спасти благодаря ангельскому вмешательству: Иосифу повелели уехать с семьей в Египет и жить там до смерти тирана.

Погибшие беззащитные малыши почитаются верующими первыми пострадавшими за Христа святыми.

Празднование Рождества

Рождественские события канонизированы христианской церковью и отмечаются с конца 2-го столетия нашей эпохи. До самого 4-го века, каждый год 6-ого января, в день Богоявления, христианские общины планеты праздновали одновременно несколько эпизодов, объединенных историей Рождества Христова. Торжество посвящалось трем евангельским событиям:

• непосредственному моменту рождения Иисуса Христа;

• поклонению волхвов;

• крещению Спасителя в ближневосточной реке Иордан.

Раздельное празднование Крещения и Рождества только в 451 году утвердил Четвертый (Халкидонский) Вселенский Собор.

Приблизительно на стыке четвертого и пятого столетий датой празднования собственно Рождества приняли 25 декабря, но и день 6 января по-прежнему оставался праздником для верующих христиан — отмечали Богоявление, вспоминая приход волхвов и Крещение.

Эволюция праздника

Смысл празднования Просвещения или Богоявления постепенно менялся, причем, в католицизме и православии это происходило по-разному. Допустим, в православии торжественные обряды все дальше уходили от рождественских событий и все более сближались с таинством Крещения. Шестого января праздновали явление Господа в составе Святой Троицы в момент Крещения.

Католицизм праздник Явления (Manifestatio) отождествляет с послерождественским фактом прибытия в Вифлеем волхвов и их поклонением Младенцу.

Современное Рождество

В наше время все эпизоды 2-х тысячелетней давности, связанные с рождением Сына Человеческого, не потеряли ни своей святости, ни своего значения. Сегодня, пусть и в разные даты, все христианские конфессии торжественно отмечают Рождество Христово. История праздника постепенно привела к окончательному разделению рождественского и крещенского событий в обрядах католиков и православных. Современные православные церкви собирают прихожан на Рождество – 7 января, на Крещение (Богоявление) – 19 января. Католическое Рождество приходится на 25 декабря, а посещение волхвов – на 6 января.

Исключением остались древние восточные церкви и православная коптская церковь, празднующие соответственно 6-ого и 7-ого января единое торжество Богоявления.

А что происходит в Земле Обетованной – месте, где и случились все вышеописанные события? Государство Израиль в 1948 году создавалось для раскиданного по всем земным странам еврейского народа, лишенного своего истинного дома. Страна задумывалась, как светская держава, хотя большую роль и тогда, и в нынешнем устройстве государства играют религиозные иудеи. Казалось бы, христианство в подобной стране не должно процветать.

Но вот на сцену выходит Ее Величество Современность. Все же мир за 2 тысячелетия сильно изменился. Политика, культура и общественное мнение 21-го столетия заставляют все страны идти на сближение, без которого уже невозможен прогресс. Как и прочие иностранные министерства государств, МИД Израиля прикладывает значительные усилия для международного сотрудничества и укрепления мирового процесса. Наряду с иудейскими религиозными праздниками и мусульманскими традициями, светскими фестивалями и культурными мероприятиями — в жизнь израильтян полноправно вошло Рождество Христово. Страна принимает великое множество паломнических туров, а светские путешественники, проводя у трех израильских морей свои отпуска, непременно посещают библейские святые места и, оставаясь приверженцами западных новогодних традиций, с удовольствием и часто с душевным трепетом присутствуют на рождественских службах Иерусалима, Назарета, Вифлеема….

Центрировать карту
Движение
На велосипеде
Проездом
Google MapsПроложить маршрут

Поделиться в соц. сетях

0

Оцените пожалуйста статью, мы очень старались:


                                     Очень плохоНа двоечку!СлабенькоХорошоОтлично! (Всего оценок: 3, средняя 5,00 из 5)


Загрузка...

Похожие статьи
Храмы Назарета

Храмы Назарета

Среди израильских городов населенный пункт Верхней Галилеи Нацерет занимает совершенно особое положение. И, прежде всего, речь идет о смысле духовном, потому что Назарет для христиан всей планеты стоит по значимости в одном ряду с Вифлеемом и Иерусалимом. Святость этого города неоспорима, ведь с
Ришон ле-Цион

Ришон ле-Цион

Этот современный, постоянно развивающийся город построен в самом центре Израиля, в 12 километрах южнее Тель-Авива, в прибрежной полосе южного Средиземноморья, называемой «Хоф Йегуда» («Побережье Йегуда»). Этапы становления города Семнадцать семей-участниц сионистского движения «Любящие Сион»
Отдых в Ашдоде

Отдых в Ашдоде

Путешественники приезжают в Землю Обетованную по разным причинам: кто-то принимает участие в паломническом туре, мечтая посетить святые места древней страны, почитаемые верующими 3-ех религий; других ведут по планете любопытство и стремление увидеть новых людей, познакомиться с новыми культурами.
Раанана

Раанана

Маленький городок Раанана в Израиле лежит в южной части равнины Шарон, находящейся в центральном районе государства. Проживают здесь около 78000 жителей, в основном – еврейские репатрианты из СНГ, Великобритании, ЮАР, США, Франции и других стран. История возникновения поселения и версии его
Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда

Израиль 21-го столетия превратился в восхитительную экскурсионную страну, подходящую для комфортного отдыха, ежедневно принимающую множество организованных туристических групп, славящуюся международными фестивалями и национальными праздниками. Все большую роль в еврейском государстве играет
Комментарии
  • Ирина Отправлено : 25 мая 2014 в 03:04

    Конечно лучше места встреть Рождество найти нельзя!Ведь Израиль, это то место, где Рождество и произошло! Представляю какое это празднество в этой стране — размах наверное шикарный, да и народу съезжается со всех уголков мира сюда в этот день! Очень мечтаю также съездить именно в Рождество в Израиль, думаю такой праздник никогда не забудется, и какие же счастливые люди живет в этой стране все же, такой праздник у них каждый год, и им не нужно никуда ехать!

  • Дарья Отправлено : 25 мая 2014 в 16:29

    Мне мама в детстве читала очень много детскую Библию , где много рассказов о рождении Спасителя и я знала значение праздника Рождество, который каждый год все отмечают и радуются этому празднику. А в Израиле этот день считают великим и святым. Люди духовно готовятся и встречают с молитвами этот праздник. Очень хотелось бы побывать в Ираиле в Рождество Христово.

  • Инга Отправлено : 27 мая 2014 в 00:27

    Наверняка рождество в Вифлееме — это нечто совершенно другое, особенное, потому что это святые места, где, собственно, и происходили события, описываемые в Библии. Неудивительно, что Вифлеем как магнитом притягивает к себе паломников и туристов со всего мира, которые хотят увидеть все исторические места собственными глазами и прикоснуться к святыням.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail: