Цари Израиля

Цари Израиля

28.07.2014
     

Так случилось, что крохотный в масштабах планеты участок земли на Ближнем Востоке – Ханаан (или «Страна Пурпура»), лежащий между средиземноморским побережьем, излучиной реки Евфрат и рекой Иордан, сыграл беспрецедентную роль в судьбах всего человечества. Территорию эту, согласно библейским источникам, Бог отдал иудейскому народу, который ее завоевал и разделил между своими племенами. После ухода из жизни возглавлявшего завоевание Ханаана Иисуса Навина один лишь Господь руководил своим избранным народом через доблестных вождей и старейшин, которых евреи называли судьями. Среди наиболее выдающихся судей, вдохновленных Всевышним:

• пророчица Дебора – четвертая израильская судья,

• отважный воин Гедеон – пятый израильский судья,

• знаменитый герой Самсон, происходивший из колена Дана и славившийся чудесной силой, хранящейся в его длинных волосах;

• первосвященник Самуил – последний израильский судья.

Период судей длился приблизительно триста пятьдесят лет, царей у евреев в это время не существовало, наивысшей считалась власть духовная. Но наступил момент, когда народ посчитал, что лидеры военные куда полезнее для него, чем священники: слишком велико было давление со стороны филистимлян и других соседних государств, а необходимость выживать диктовала свои условия.

Надо отметить, что идея о царях Израиля судье Самуилу, к которому обратились евреи, очень не понравилась, ведь она нарушала сложившиеся традиции. Пророк задал вопрос Создателю и получил ответ, смысл которого сводился к повелению прислушаться к желанию народа, но подробно объяснить евреям права светского властелина и обязанности подданных. Однако народ в своем требовании упорствовал, и Господь указал Самуилу на того, кого следовало помазать на царство.

Начальный период эпохи царей

Ученые подразделяют время монархии на Святой Земле на 2 периода: время единого Израильского царства – начало монархической эпохи, продлившееся до смерти царя Соломона, и период 2-ух обособленных иудейских царств, существовавших бок о бок около 250 лет.

Царь Шауль

У современных исследователей нет обычных источников, которые помогают историкам и археологам восстанавливать действительные моменты правления монархов:

• текстов указов,

• монет,

• летописных свидетельств окружающих стран.

Ничего из вышеперечисленного, относящегося к годам нахождения на троне царя Шауля (или в европейской транскрипции – Саула) не сохранилось. В результате, мы можем опираться лишь на библейские тексты, и первый царь Израиля до сих пор остается для нас лишь ветхозаветным персонажем, ведь реальность его, как лица исторического, пока не доказана.

Итак, первая из 4-ех Книг Царств рассказывает нам о замечательном воине и человеке выдающейся красоты — Сауле из племени Вениамина (самом малочисленном и младшим из всех колен Израилевых, но и самом среди них воинственном). Это его, Шауля избрал на царство Бог, его первосвященник Самуил помазал сначала тайно, а затем представил народу, который избрал помазанника уже по своему решению.

В первые годы царствования Саул проявлял себя послушным Господу и достойным правителем. Он снискал любовь евреев победами над врагами, он отличался простотой в обращении и отказывался от подобающих его сану почестей. Шауль положил начало Израильскому царству, как единой государственной структуре, объединяющей все иудейские племена. Этот угодный Всевышнему правитель создал регулярную армию евреев и принес народу внушительные военные победы.

Образцовая вера и повиновение Богу еврейского царя, которые проявлялись в первый период его царствования, сменились нарастающим напряжением между Саулом и пророком Самуилом. Первосвященник упрекал царя в отступлении от Божьих повелений и даже в оскорблении Господа, он предрек правителю недолговечность царствования и гибель потомства.

Знаменитый царь Давид

Юного пастуха Давида из племени Иуды также помазал на царство Самуил, и произошло это, как и в прошлый раз, тайно, и, как и в прошлый раз, нового претендента на престол указал пророку Господь. Фактическим правителем и вторым царем Израиля Давиду предстояло стать не сразу. Но зато это один из самых интересных и ярких персонажей Библии, почитаемый и исламом, и христианством, и иудаизмом – всеми тремя мировыми религиями. Вся история Израиля пронизана памятью об этом царе-воине и герое, его деяния изучаются в школах, а «Щит Давида» в форме магической шестиконечной звезды, образованной 2-мя равносторонними треугольниками, издавна служивший эмблемой иудаизма, через века перенесся на флаг современного Государства Израиль.

Второй израильский царь основал целую династию иудейских монархов, правящих почти до самого конца политического существования евреев. А начиналось все со службы молодого Давида в войске царя Саула. Прославился будущий царь после случая с Голиафом. Потомок великанов филистимлянин Голиаф отличался гигантским ростом и огромной физической силой. Юноша Давид и воин Голиаф должны были своим поединком решить исход всей битвы между филистимлянами и племенами иудеев. Голиаф, одетый в броню и вооруженный тяжелым копьем, даже оскорбился, увидев практически безоружного «мальчика» без доспехов. Единоборство доказало, что одна только сила — «погоды» не сделает. Давид поразил именитого воина пущенным из пращи камнем, а затем отрубил поверженному Голиафу голову его же мечом.

Популярность Давида в народе росла, вызывая все большую зависть у правящего царя. Саул неоднократно пытался убить соперника, вынудил Давида бежать, тот довольно долго скрывался от преследований правителя и жил в пещерах.

Войны с филистимлянами тем временем продолжались, в одном из сражений покончил с собой израненный царь Саул, бросившись на собственный меч. В Хевроне племя Иуды провозгласило Давида царем, другими коленами Израиля стал править Иевосфей – сын Саула. Если первый царь израильтян объединил еврейские племена лишь на период военных действий, то Давид мечтал навсегда прекратить их междоусобную вражду и создать одно еврейское государство. После гибели Иевосфея, убитого одним из его же военачальников, все Израилевы колена попросили Давида стать их вождем, теперь его официально помазали на царство. Поняв, что вместо Хеврона, принадлежавшего людям племени Иуды, необходима нейтральная столица государства, Давид выбрал населенный пункт Иевус и начал строить великий Град Давида, тот самый Иерусалим, который весь мир знает и сегодня.

Олицетворением единства всей нации стал Золотой Иерушалаим, в который перенесли Ковчег Завета. Но только третьему царю Израиля даровал Бог почетную миссию строительства Иерусалимского Храма. Так Всевышний наказал Давида за серьезный моральный проступок: совращение красавицы Вирсавии, супруги воина армии царя Урии Хеттеянина, и последующее сознательное убийство Урии. Господь наслал за этот грех множество бед на семью царя, но все же правил Давид в государстве 40 лет, а одному из сыновей Давида и Вирсавии, ставшей теперь царицей, суждено было унаследовать израильский трон.

Мудрейший царь Соломон

«Золотой век» пришел к народу Израильскому с вступлением на престол сына Давида – Соломона. На иврите имя царя звучит как «Шломо» и происходит от корня слов: «цельный», «совершенный», «мир». Этот легендарный правитель 40 лет возглавлял Израильское царство во времена его наивысшего процветания. Главное иудейское святилище – Иерусалимский Храм возвели в правление Соломона.

По Библии 700 жен и плюс еще 300 наложниц было у любвеобильного царя. Однако, на самом деле, причиной такого количества жен являлась политическая мудрость правителя, превращавшего супружеские узы в средство установления дружеских отношений с соседними государствами. Например, первой женой Соломона стала дочка египетского фараона, и 500-летняя вражда между египтянами и евреями мирно завершилась.

Строительство Храма и роскошного царского дворца превысило возможности государственной казны, к тому же большой грех совершил и этот царь: одна из его жен-чужестранок уговорила царственного супруга поклоняться языческим божествам своей веры и построить посвященный им жертвенник. Так что, хотя время правления Соломона характеризовалось спокойствием для народа, но грядущие лишения евреев вызвал именно поступок царя, разгневавший Создателя.

Едва последовала смерть Соломона, как единое государство потрясло восстание, и в 928 году до нынешней эпохи оно распалось на 2 отдельных царства: Иудею и Израиль. Дальнейшую историю Древнего Израиля ученые рассматривают уже с учетом существования не объединенного государства, а обособленных царств.

Монархия эпохи двух царств

Вот уж, правда, природа отдыхает на потомстве! Эту пословицу с успехом продемонстрировал своими деяниями четвертый царь Израиля – сын Соломона Ровоам. Заносчивый человек и неопытный правитель Ровоам любовью народа не пользовался. В ходе восстания на его стороне остались только часть колена Вениамина и племя Иуды. Получилось, что новый правитель целого государства оказался после раскола первым властителем царства Иудейского. Разъединение явилось, как утверждают библейские тексты, следствием грехов Соломона – отступление от монотеистической религии для иудеев никогда хорошо не заканчивалось.

Все израильские цари, о которых мы рассказываем, считаются библейскими персонажами, никаких иных доказательств их жизни, кроме упоминаний в священных текстах Торы, у современных исследователей не имеется.

Израильское царство

Раскол единого государства неизбежно привел к его ослаблению, чем, конечно же, воспользовались соседние страны. Северное Израильское царство вскормило в своих пределах новый культ – поклонение золотому тельцу и, как следствие:

• идолопоклонство,

• суеверие,

• полное падение нравственности.

Политические перевороты и внутренние смуты – такова вся дальнейшая история царства. И правители данной страны гибли один за другим. Первым здешним царем десять израильских колен избрали Иеровоама, отказавшись после раскола объединенного еврейского государства хранить верность Дому Давидову и законному наследнику Ровоаму.

Не прошло и 2-ух веков, как на престоле воцарился последний царь Израиля – Осия, правивший 9 лет, вплоть до полного уничтожения царства. Сильное воинство Ассирии под предводительством царя Саргона в 722 году до нашей эпохи разгромило столицу Израиля Самарию, а местных жителей победители пересели в Мидию. Среди других восточных народов региона евреи Израильского царства затерялись, и десять из 12-ти колен Израилевых бесследно исчезли, остались лишь предания о пропавших потомках 10-ти иудейских племен. Считается, что перед самым приходом Мессии они вновь появятся на Земле Обетованной, и еврейский народ обретет утерянное единство.

Иудейское царство

До разрушения Храма Соломона — Первого Иерусалимского Храма — в 586 году до новых времен прошел 341 год. Жители Иудеи продолжали исповедовать истинную религию, закон Моисея по-прежнему был для них мерилом верности Богу, а Иерусалимский Храм предохранял от разлагающих нравственность внешних влияний. Наверное, поэтому Иудейское царство дольше, чем Израильское, оставалось независимым, хотя его также настигло бедствие: армия Вавилона завоевала государство, погубила храм, увела население на чужбину. Так началось Вавилонское пленение – отдельный период еврейской истории.

Но все-таки есть разница между вавилонским и ассирийским пленением: последнее тотально уничтожило 10 колен Израилевых, а первое не только не истребило евреев, но послужило стартовой точкой для подготовки мира языческого к христианству, то есть распространения монотеизма по всей планете.

В наши дни христианские храмы Израиля почитаются наравне с иудейскими святынями, евреи заново выучили родной язык, а Государство Израиль, собравшее на Земле Обетованной в 20-ом веке рассеянный по странам мира народ, приняло гимн, в котором поется о прежних страданиях и о надеждах евреев, только-только начавших воплощаться в жизнь.

Поделиться в соц. сетях

0

Оцените пожалуйста статью, мы очень старались:


                                     Очень плохоНа двоечку!СлабенькоХорошоОтлично! (Всего оценок: 1, средняя 5,00 из 5)


Loading ... Loading ...

Похожие статьи
Рождество в Вифлееме

Рождество в Вифлееме

Земные родители божественного Младенца – Иосиф и Мария – проживали на территории Галилеи, в городе Назарете, где впоследствии прошла большая часть жизни Спасителя. До рождения Иисуса, когда Мария уже была беременна своим первенцем, семейная пара отправилась в Иудею. Зачем? Причина, оказывается,
Иерусалим

Иерусалим

Где, как не в Иерушалаиме, можно прикоснуться к настоящей Древности? Воспетый в легендах и преданиях, переживший восстания и войны, бывший под владычеством вавилонян и персов, египтян и римлян, византийцев и турок - старинный ближневосточный город объявлен столицей Израиля в 1949 году. Три мировые
Церковь Богородицы

Церковь Богородицы

Множество священных для нескольких религий мест придают всему городу Иерусалиму ореол божественного присутствия и неповторимой святости. Тысячи паломников разных вероисповеданий прибывают в Град Господень ежегодно и ежедневно, стремясь поклониться дорогим реликвиям. Не отстают от верующих и
Туры в Израиль

Туры в Израиль

Большая часть современных туристов отправляется в путешествие не наобум, а тщательно подготовившись к поездке. И время ожидания предстоящего отпуска становится в этом случае не менее интересным, чем сам тур. Подготовительный этап, прежде всего, подразумевает знакомство с той страной, в которую вы
Тель-Авив

Тель-Авив

По численности населения и величине Тель-Авив является вторым городом страны после Иерусалима. Сегодня это крупнейший культурный и экономический центр Израиля, а полное его название звучит как «Тель-Авив-Яффа», так как в 1950 году, в апреле произошло слияние древнего города Яффо со сравнительно
Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail: